Профессия художника по созданию и обработке изображений, возникшая совсем недавно на стыке различных дисциплин, по праву претендует на звание самого высокотехнологичного искусства современности.
Фотограф? Не совсем! Видеооператор? Не совсем! Художник по спецэффектам? Не совсем! Компьютерщик? Только в пути!
BASETOP (V.) рассказывает о возникновении, сегодняшних и завтрашних перспективах этой профессии с одним из ее пионеров, Андреем Денисюком (AD), постоянным поставщиком контента для ведущих мировых бирж и медиаагентств, а также материалы из презентации для высоких -технологические производители видеооборудования, разрешения и туристические агентства.
- В. Добрый день, расскажите, пожалуйста, в чем сходство новой профессии с ее «прародителями», вынесенными в подзаголовок, а в чем она принципиально от них отличается.
- В. Звучит довольно интригующе, но зачем все это нужно?
- В. Давайте по порядку. Поскольку Вы одним из первых пришли в эту профессию, расскажите, как и почему это получилось лично у Вас.
- В. Безусловно, это был серьезный прорыв, но все же в фотографии. При чем тут новая профессия?
- В. Вы хотите сказать, что все остальные начали копировать разработанные Вами методы?
- В. Хорошо, а как дальше развивалась эта профессия, к чему она пришла сегодня, и почему ее можно считать самым высокотехнологичным искусством сегодняшнего дня?
- В. Как Вы видите будущее профессии вообще и свое место в ней в частности?
В. Добрый день, расскажите, пожалуйста, в чем сходство новой профессии с ее «прародителями», вынесенными в подзаголовок, а в чем она принципиально от них отличается.
АД. Привет. Нас объединяет способность найти и использовать самые разнообразные технические инструменты и программное обеспечение для выполнения поставленных задач со специалистами в области ИТ, однако, в отличие от них, мы по-прежнему художники, а не инженеры. Подобно художникам по спецэффектам, мы, используя упомянутые выше методы, создаем новую художественную реальность, но не на основе методов компьютерного моделирования, а на «живой» естественной художественной фотографии. В случае неподвижных изображений нас можно спутать с фотографами.
Когда мы делаем работу с видео, нас ошибочно называют видеооператорами. К видеоконтенту можно применить методы обработки фотографий. Качество фотографий можно улучшить, используя больше кадров (например, видео). Расширенные методы обработки могут применяться к любому типу изображений, фотографий, видео, художественного дизайна или компьютерных изображений (CGI).
В. Звучит довольно интригующе, но зачем все это нужно?
АД. Как обычно, причин много и все разные. С одной стороны, само искусство не стоит на месте, а движется и трансформируется вместе с техническим прогрессом. С другой стороны, рекламный и новостной бизнес нуждается в более ярких, привлекательных и привлекательных изображениях. В-третьих, производители устройств отображения информации создали принципиально новую технику, которая требует нового контента. И в-четвертых, зритель устал от устаревшей и однообразной фото-видеопоследовательности, которой его «нафаршировали» с начала 2000-х годов, а расширенный инструментарий позволил шире реализовывать задумки автора и создавать произведения искусства на основе обычных изображений.
В. Давайте по порядку. Поскольку Вы одним из первых пришли в эту профессию, расскажите, как и почему это получилось лично у Вас.
АД. Моя страсть к созданию визуальных образов, помноженная на мою любовь к науке и технологиям, привели меня к ней. Я учился в отличной Киевской физико-математической школе, которая предлагала широкий спектр дополнительных занятий. Так я позволил себе увлечься фотографией, и рядом со мной стало сосуществовать желание художественного изображения действительности и страсть к знаниям.
Я продолжил обучение на физическом факультете МГУ на кафедре атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники. Ладно, довольно странная «смесь», которая, впрочем, определила мою жизнь. С одной стороны, это сформировало мое естественнонаучное отношение к миру, которое позже было применено к изучению движения и цвета. С другой стороны, это дало мне инженерные знания, которые позволили улучшить стреляющие устройства. В-третьих, знание основ информатики и информационных технологий позволило расширить работу как с программами для обработки фото- и видеоизображений, так и при необходимости написать собственное программное обеспечение, когда возможности стандартных становятся недостаточными.
Я вернулся к фотографии с появлением первых цифровых фотоаппаратов. Потом еще как любитель я посвятил себя концертной и театральной фотографии. В то время считалось, что цифровые камеры никогда не смогут обеспечить качество изображения, сопоставимое с качеством пленки. Однако, изучив технические возможности фотоаппаратов (физические эксперименты, установившие зависимость качества изображения от настроек фотоаппарата — привет, физический факультет), я смог найти оптимальные режимы съемки и методы обработки. Нестандартные изображения сделали это возможным довести качество видеозаписи концертов цифровыми камерами первого поколения до уровня студийного портрета.
В. Безусловно, это был серьезный прорыв, но все же в фотографии. При чем тут новая профессия?
АД. Это были корни новой профессии: сочетание нестандартных режимов съемки с инновационными методами обработки. Некоторое время спустя меня запечатлели туристические фотографии. Путешествуя по далеким диким островам Таиланда, я делал фотографии и короткие видеоролики, но результаты съемки даже на относительно хорошие камеры того времени давали лишь отдаленное и запутанное представление об истинном буйстве красок тропической природы.
В очень популярной тогда книге Дэна Маргулиса «Цвет Photoshop LAB: Загадка каньона и другие приключения в наиболее ярком цветовом пространстве» эта проблема была решена с использованием нестандартных методов обработки в цветовом пространстве LAB, но только для статических изображений. Мне удалось разработать и применить на практике методику адаптации идей Маргулиса к видеоконтенту. В результате техническое качество и визуальная привлекательность фотографии тропических пейзажей намного превзошли массовое содержание того времени, настолько, что работа внезапно стала востребованной покупателями со всего мира. Например, 10-секундное видео с тайского острова Ко Куд было продано десятки тысяч раз и принесло мне, помимо всемирного признания, значительный коммерческий успех.
В то же время я первым применил интенсивную обработку цвета к стоковым изображениям и тем самым задал новую тенденцию в их развитии. Ведущая мировая платформа iStockPhoto назвала меня отличным видеооператором, сказав фразу «изучение цвета просто увлекательно». Мои три страсти: наука, технологии и искусство превратились в новую профессию по созданию и обработке изображений. И не только для меня, вскоре вся наша отрасль пошла по тому же пути.
В. Вы хотите сказать, что все остальные начали копировать разработанные Вами методы?
АД. Очевидно нет! Можно ли сказать, что все художники «украли» одну из техник смешения цветов? А может, был какой-то «ранний импрессионист», а все остальные его «копировали»? Просто прогресс привел фото- и видеохудожников всего мира к новым изобразительным средствам, и я, и это хорошо знать, возможно, был первым, кто услышал и применил эту тенденцию времени. Конечно, были и курьезы. В какой-то момент я заметил, что на стоковых платформах изображения Бангкока встречаются в 3-5 раз чаще, чем изображения Нью-Йорка, и в 10 раз чаще, чем изображения Лондона и Парижа вместе взятые.
Как оказалось, я столько снимал в Таиланде, что, увидев мои работы, тайские художники «поразили» локации по всему миру, сделав Бангкок абсолютным лидером по количеству стоковых изображений. На самом деле, они сами с радостью рассказали мне об этом позже, случайно наткнувшись на меня на улицах и в магазинах фото- и видеотехники в Таиланде, а также на конференциях, подобных Blackmagic Design. Что ж, это мой скромный вклад в расширение географии биржевых писателей.
В. Хорошо, а как дальше развивалась эта профессия, к чему она пришла сегодня, и почему ее можно считать самым высокотехнологичным искусством сегодняшнего дня?
АД. Развитие нашей профессии в настоящее время неразрывно связано с революционным техническим прорывом: созданием видеооборудования, в основном телевизоров, в стандарте 8K с расширенным цветовым пространством Rec.2020. Продолжая свои исследования техники съемки и обработки изображений и путешествуя по Таиланду, я забрел в исторический парк Аюттхая в Таиланде. Древние храмы настолько поразили меня своей красотой, что я захотел показать их людям со всего мира. И мне в голову пришла отличная идея — создать презентационный материал для только что созданных в то время телевизоров 8K.
Во-первых, это позволило размещать изображения тайских храмов в магазинах электроники по всему миру. А во-вторых, для меня это была очень амбициозная задача, как техническая, так и творческая. Необходимо было создать настолько технически и визуально безупречную работу, чтобы один из мировых производителей доверил успех их продажам. Я сразу обратил внимание на технологию Time Lapse, которая позволяет мне показать быстротечность времени. Однако кадры, снятые со статической камеры, не так привлекательны, как требовалось для решения поставленной задачи.
Технология Hyper Lapse позволяла более креативно показать объект, погрузить зрителя в происходящее, но неизбежно сопровождалось мерцанием изображения, что не позволяло создать изображение презентационного качества, особенно с разрешением 8K. Изучив природу проблемы на основе типичной системы управления движением в розничной торговле, после нескольких месяцев доработок и экспериментов я смог добиться качества съемки, необходимого для работы с гигантским разрешением 8K. Использование различных методов цифровой стабилизации изображения позволило сделать движение камеры идеально плавным. Так родилась технология, которую я называю Smooth Hyper Lapse.
Была еще одна проблема. Новый стандарт предполагал использование нового расширенного цветового пространства Rec.2020, но в то время большинство программ обработки не могли работать с такими видеоматериалами ни в разрешении, ни в цветовой гамме. Чтобы исправить это, мне пришлось разработать и использовать свои собственные методы цветокоррекции, защищенные авторским правом. В результате способность проводить эксперименты и знания в области информатики и программного обеспечения позволили создать устройства для съемки и методы обработки, которые привели к успеху в создании презентационных изображений, полностью совместимых с последней версией 8K Super Ultra HD Rec Norma. 2020. Эти работы использовались как для презентаций новых моделей телевизоров, так и для демонстрации качества изображения в магазинах электроники по всему миру.
Сегодня в нашей профессии, несомненно, есть создание изображений для устройств с разрешением 8K — самых высокотехнологичных устройств в мире для просмотра изображений, существующих сегодня.
В. Как Вы видите будущее профессии вообще и свое место в ней в частности?
АД. Телевидение высокой четкости уже стало реальностью: японская телекомпания NHK уже запустила непрерывное вещание в новом формате 8K. 8K — это следующий шаг в развитии технологий не только для телевидения, но и для киноиндустрии. Все это вселяет уверенность в том, что востребованность нашей профессии в ближайшее время будет не только расти, но и расти в геометрической прогрессии.
С другой стороны, видеостены производства LG, Samsung и Sony недавно были представлены на выставках, что свидетельствует о новом тренде в использовании наших работ: создании с их помощью качественных элементов интерьера нового типа корпоративные офисы, торговые и презентационные залы, а также электронные рекламные щиты, для которых необходимо создавать визуальный контент на основе совершенно новых технических стандартов. Это еще одна отличная область работы для художников, специализирующихся на создании и обработке изображений.
Если говорить о моей работе, то меня интересует новое направление: видеоинсталляции, созданные в современном формате высокого разрешения и с расширенной цветовой гаммой. Новые технические достижения в области визуализации информации открывают новые возможности для восприятия визуальных материалов зрителем и в ближайшем будущем дадут начало новому виду искусства. В лондонской галерее современного искусства Тейт уже есть более 50 различных видеодисплеев, экранов, а в США с большим успехом проходит выставка «Иммерсивный Ван Гог).
Также, путешествуя по США, я был поражен красотой национальных парков и внимательным и даже трепетным отношением к ним американцев. И, как это было в случае с тайскими храмами несколько лет назад, мне очень хотелось бы, чтобы новые высокотехнологичные способы донесли мое видение этой красоты до всего человечества.